Сучасний урок Творчість, ідеї

Слова-«хамелеоны». Мои педагогические находки

16.02.2020 778 0

Джерело: http://www.origins.org.ua/page.php?id_story=2229

При изучении раздела «Лексикология» учащиеся знакомятся с понятием «анаграмма», однако работе с данной лексической группой слов уделяется недостаточно внимания, хотя такая работа способствует развитию речи, творческих способностей, обогащению лексического запаса, формирует умение сопоставлять, систематизировать, делать выводы, способствует улучшению орфографической зоркости и как результат — повышению уровня грамотности учеников, а учитель имеет возможность воспитывать любовь к русскому языку, любознательность, развивать языковые компетенции.

Анаграмма (греч.) — перестановка букв в слове для образования другого слова.

Итак, знакомство со словом состоялось. Можно ограничиться коротким знакомством, а можно эффективно использовать анаграммы и при изучении орфографии, орфоэпии, состава слова, стилистики и, конечно же, при изучении лексикологи в дальнейшем. Эти слова могут стать украшением, «изюминкой» урока, игровым моментом.

Я использую анаграммы при изучении собственных и нарицательных имён существительных, правописания проверяемых гласных и согласных в корне слов, правописании -оро-, -оло-, мягкого знака после шипящих, правописания ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, при изучении заимствованных слов, устаревших слов и неологизмов, синонимов и антонимов. а также на уроках литературы.

Интересен процесс образования анаграмм. В словах могут меняться местами слоги, слово может читаться справа налево. Ученики не скрывают радости, когда видят в одном слове — другое. А положительные эмоции детей всегда помогают учителю создать желаемую атмосферу, микроклимат урока.

  

Джерело: http://it-will-help.com/anagramma-dlya-detej-uchimsya-igraya/

Интерес у учащихся вызывают слова, пишущиеся одинаково слева направо и справа налево: шалаш, шабаш, топот, потоп, казак, кабак, наган, мадам, заказ, довод, доход, ротор, комок и другие. Что даёт это ученику? Например, в слове «казак» ученики иногда пишут букву «о» после «к», но вторая гласная — ударная. Зная особенность этого слова, ученик напишет его без ошибки.

Дети с удовольствием разгадывают загадки, построенные «на анаграммах», могут сами их сочинять.

Приведу примеры загадок.

  • То, чем покрывают крышу; полицейский в США и известный шахматист. (Шифер, шериф, Фишер.)
  • Имя; в неё вставляют фотографию и синоним слова «судьба». (Макар, рамка, карма.)
  • Река на Кавказе и часть тела человека. (Кура, рука.)
  • Место, где сражаются боксёры, и известный писатель. (Ринг, Грин.)
  • Планета и синоним слова «стыд». (Марс, срам.)
  • Явление природы и средство для наказания. (Гроза, розга.)
  • Порода собаки и временной отрезок. (Дог, год.)
  • Продукт и почти родственница. (Мука, кума.)
  • Площадка для игры в теннис и зверёк, любящий темноту. (Корт, крот.)
  • Крик и средство передвижения. (Зов, воз.)
  • Подсобное помещение и рыба. (Сарай и сайра.)
  • Одежда и край ткани. (Майка, кайма.)
  • Город и государство. (Баку, Куба.)
  • Воинское подразделение и насекомое. (Полк, клоп.)

Встречаются удивительные случаи. Например, слово состоит всего лишь из трёх букв, но это 3 анаграммы: раб, бра, бар. Или слово из четырёх букв — 4 анаграммы: рост, торс, трос, сорт.

Иногда анаграммы скрываются в именах. Например, Егор — горе, Вася — свая, Роман — норма, Ира — аир, Сара — раса. Или женское имя превращается в мужское: Надя — Даня; одно женское — в другое: Света — Веста.

Нарицательные существительные «превращаются» в собственные: мир — Рим; игра — Рига; прима — Памир, парк — Карп; рожа (разг.) — Жора; норка — Коран; лимон — Милон, дно — Дон и др.

Вызывает интерес у детей угадывание анаграмм по картинкам: колос — сокол; Рога — гора, гроза — розга, корт — крот, сарай — сайра, столик — листок и др.

Интересными являются анаграммы, представляющие при чтении слева направо одно слово, а справа налево — другое, например, топор — ропот, короп — порок, норов — ворон, торг — грот, угар — рагу и др.

Приведу примеры анаграмм, которые ещё не упоминались: города — дорога; пот — топ; том — мот; куст — стук; ром — мор; тоска — сотка; мгла — магл; пост — стоп; шина — ниша; нос — сон; куб — бук; кот — ток; соль — лось; лапка — палка; трава — Ватра; нитка — Тинка; Пётр — трёп; химик — Химки; вист — Стив; миска — Симка, герб — брег — Берг; шапка — Пашка; лапша — шпала; вес — сев; вол — лов; краб — брак; ручка — чурка; такса — каста; код — док; храп — прах; горб — гроб; торбы — борты; сила — лиса; рожки — коржи;  чело — лечо;; порт — троп; ложка — жалко; кипа — пика; канат — танка; самка — маска; город — дорог; ложа — жало; липа — пила; гром — морг; луг — гул; воз — зов; арап — пара; рубка — бурка; шарик — рикша; скол — лоск; ласка — скала; шарм — марш; пас — сап; кит — тик; ритм — мирт; посол — сопло; торф — форт — фтор; три — тир; туш (м.р) — шут; удар — руда; река — каре; перс — серп; откат — каток; опера — парео; овин — воин; катар — карат-карта; руда — дура; кино — инок; замок — мазок; икра — река; стог — ТОСТ; урок — укор; чулок — лучок; аскет — сетка; атлас — салат; бриг — гриб; ель — лье; ромб — бром; вор — ров; лыжи — жилы; ром — мор; сетка — тесак; горка — кагор; тиски — кисти.

Надеюсь, этот материал поможет вам в работе. Предложите детям подобрать анаграммы, составить загадки, нарисовать рисунки, составить кроссворды с использованием анаграмм. Поверьте, будет интересно.

Автор: Федоренко Т. І.,  вчитель російської мови та літератури,  вчитель вищої категорії, «вчитель-методист»,  ЗОШ І–ІІІ ст. № 35 м. Миколаїв

Поділитися в Viber Залишити свій відгук